История алкоголя

Чистый спирт начали получать в VI–VII веках арабы и назвали его «алкоголь», что означает «одурманиваю щий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570–632). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.

Но даже в странах Азии, где потребление вина запре щалось религией (Кораном), культ вина все же процве тал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научи лись получать крепкие спиртные напитки путем воз гонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монахалхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние силь ного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудо действенный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахар ного производства и т.п.). Алкоголь устоялся — практи чески ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.

Описание пьянства проникало даже в детскую лите ратуру. Помните знаменитую Песню пиратов из книги «Остров сокровищ», в которой как припев повторялось: «...И бутылка рома...»

Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный рефор матор Мартин Лютер писал: «Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол — добрая бочка вина».

Распространение пьянства на Руси связано с поли тикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной тра дицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселье на Руси — есть и пить». Но это кле вета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Ко стомаров (1817–1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5–10°. Чарка пу скалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не по лагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз изза границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годуно ве учреждаются «царевы кабаки», дававшие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку».