Вино и водка
Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьян ствующим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако изза финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем факти чески поддерживалось пьянство.
С 1894 года продажа водки стала царской монополи ей. По этому поводу В. И. Ленин писал: «Каких только благ не ждала от нее наша официальная и официозная пресса: и увеличения казенных доходов, и улучшения продукта, и уменьшения пьянства! А на деле вместо уве личения доходов до сих пор получилось только удоро жание вина, запутанность бюджета... Вместо уменьше ния пьянства — увеличение числа мест тайной продажи вина, увеличение полицейских доходов с этих мест, от крытие винных лавок вопреки воле населения, ходатай ствующего о противном, усиление пьянства на улицах».
Очень хорошо отражена картина беспросветной жизни и пьянства трудящихся в романе М. Горького «Мать»: «Одинокие искры неумелой, бессильной мыс ли едва мерцали в скучном однообразии дней... Моло дежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармошках, пела похабные, некраси вые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истом ленные трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди изза пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порой они конча лись тяжелыми увечьями, изредка — убийством.
По праздникам молодежь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разби тыми лицами, злорадно хвастаясь нанесенными това рищам ударами, или оскорбленная, в гневе или слезах обиды, пьяная и жалкая, несчастная и противная».
Действительно, в России создалась своеобразная «питейная процедура», согласно которой ни одно зна менательное событие, ни один день отдыха не должен проходить без вина. Родился ребенок — крестины. Умер человек — поминки. Встречают рождение — пьют за здравие, провожают человека из жизни — за упокой. Стало совершенно зазорным не предлагать гостям выпить, не «угостить» приятеля за дружеской беседой, не «подмазать» вином при деловом разговоре.
В России до Великой Октябрьской социалисти ческой революции культ вина приобрел особые черты. Вопервых, это был культ не вина, а водки. Вовторых, пропагандировалось пьянство в любых жизненных си туациях, начиная от религиозных праздников и кончая самыми малыми бытовыми событиями, например по купкой личных вещей, которые требовалось «обмыть». Втретьих, поощрялось употребление алкоголя в боль ших количествах, что связывалось с «широтой» русской души. Естественно, что ни о каком организованном и эффективном противодействии алкоголизму и пьян ству в дореволюционной России не могло быть и речи.
Об одной из причин пьянства среди рабочих в бур жуазном обществе весьма лаконично рассказал Ф. Эн гельс в работе «Положение рабочего класса в Англии»: «Рабочий приходит с работы домой усталый и измучен ный; он попадает в неуютное, сырое, неприветливое и грязное жилище; ему настоятельно необходимо раз влечься, ему нужно чтонибудь, ради чего стоило бы работать, что смягчало бы для него перспективу зав трашнего тяжелого дня; его усталость, недовольное и мрачное настроение, вызванное уже отчасти болезнен ным состоянием, в особенности несварением желудка, усиливается до предела всеми остальными условиями его жизни... Его потребность в обществе может быть удовлетворена только в трактире, так как нет другого места, где он мог бы встретить своих друзей».
Наглядный пример распространения водки приво дит Ф. Энгельс и в работе «Прусская водка в германс ком рейхстаге»: «...водочная промышленность прусских юнкеров была создана буквально на деньги, отнятые у крестьян. И она бойко развивалась, особенно с 1825 го да. Уже спустя два года, в 1827 г., в Пруссии произво дилось 125 млн. четвертей водки, то есть по 10 четвертей на душу населения.
С того времени вся Германия была прямотаки затоплена бурным потоком прусской картофельной си вухи. Пьянство теперь стало повседневно доступным даже самым неимущим людям».
Аналогичное положение было и в царской России. Правительство понимало, что водка дает баснословные прибыли и отвлекает народные массы от борьбы. В Третьяковской галерее есть картина знаменитого русского художника В. Е. Маковского «Не пущу». На ней запечатлена типичная сцена времен царизма: измученный не может понять, почему пьющие травили себя, ведь водка и противная, и невкусная, и самочув ствие после нее ухудшается. И дед, сам в молодости любивший выпить, затрудняется дать какиелибо объ яснения этому. Беседа между ними проходила в эпоху сплошной трезвости. Аверченко предполагал, что на ступит она уже к 1954 году. К сожалению, он ошибся: зло оказалось куда более живучим. Почему?
С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность и в наше время.