Изменение алкогольных традиций
Пьянство — социально осуждаемая форма потреб ления алкоголя. Ошибочным является убеждение, что пьянство на Руси возникло с появлением водки. Вино градный спирт (аква вита) в Россию стали завозить дав но — с 1386 г. Изготовление спирта из ржаного сырья русские изобрели в 1448–1474 гг. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина или водки. В Польше производство водки из хлеба сумели наладить лишь столетие спустя. Лишь со второй поло вины XVI в. появляются свидетельства о пьянстве в России — Стоглавый Собор (1551 г.) призывал: «Пить вино во славу Божью, а не во пьянство».
Таким образом, полтора столетия с начала ввоза в Россию спирта и столетие со времени изобретения его перегонки из хлебного сырья упоминаний о пьян стве на Руси не было.
Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмо тря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. «Домо строй» давал четкие наставления в отношении алкого ля: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ра ди, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пи ва. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас — и дома и на людях».
Современные Япония, Китай и Корея, сохранив шие многие древние традиции в повседневной жизни, не имеют столь выраженных проблем злоупотребления алкоголем как социального явления, несмотря на отно сительную доступность крепких алкогольных напит ков — виски, джина и водки.
Пьянство приходит в Россию с вытеснением корчмы кабаком, с запретом простым людям самим варить пи во и брагу, с потерей народом самостоятельности — закрепощением. Оно приходит в Россию, когда прода жа алкоголя сделалась статьей государственного дохода.
Царь Иван IV (Грозный) запретил в Москве прода вать водку, позволив пить ее одним лишь опричникам. Для этой цели в 1533 г. был построен на Балчуге осо бый дом, называемый потатарски кабаком. То был первый «царев кабак». Около 1555 г. из Москвы начи нают предписывать наместникам повсюду заводить «царевы кабаки». В этих питейных домах можно было только пить спиртное, не закусывая, что приводило к быстрому опьянению. Возникают чудовищные по су ти питейные дома, где можно только пить, а есть — нельзя. Если в древнеславянской корчме, как и в татар ском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то в московском кабаке велено толь ко пить и пить, и, что самое главное, одному лишь про стому народу, то есть крестьянам и посадским, по скольку им одним было запрещено приготовлять домашние питья. Распространение кабаков на Руси пошло очень быстро. Иностранец Флетчер, бывший в Московском княжестве в 1588 г., сообщает, что в каж дом большом городе устроен кабак или питейный дом, где продается водка, мед и пиво.
Торговля водкой сосредоточивается в руках исклю чительно царской администрации. Начинается повсе местное запрещение корчем. Искоренение корчем и ут верждение казенной продажи алкоголя было главной целью питейной политики государства. При Борисе Годунове корчмы повсюду (за исключением Малорос сии) были уничтожены: в 1598 г. частным лицам было запрещено торговать водкой.
За распространением кабаков и пьянства на Руси стоял экономический интерес государства.
В 1648 г. в начале царствования второго русского царя из династии Романовых — Алексея Михайло вича — в Москве и других городах возникли «кабацкие бунты», начавшиеся в связи с неспособностью город ской черни платить по кабацким долгам, резким сни жением качества водки, разорительными последстви ями пьянства для народа. В частности, изза массового пасхального пьянства в течение нескольких лет страда ла посевная у пригородных крестьян. Для подавления этих бунтов пришлось использовать войска.
Верующие люди связывали пьянство с грехопадени ем. Под влиянием патриарха Никона ставится задача борьбы с пьянством. С целью реформирования питей ного дела в России царь Алексей Михайлович в 1652 г. созывает Земский собор, получивший название «собора о кабаках». Выходит Указ, ограничивающий число пи тейных заведений. В нем также было сказано: «В Вели кий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не про давать по средам и пятницам». Отношение к любите лям «зеленого змия» и в миру, и в церкви становится резко отрицательным. Усилилась проповедь церкви против пьянства. Если подсчитать дни, когда в силу царского Указа запрещалась продажа вина, то число их превысит сто восемьдесят. Иными словами, православ ный человек более полугода волейневолей пребывал в состоянии трезвости. Лицам «священническаго и ино ческаго чина» вообще запрещалось давать водки. За прещалась продажа водки в кредит во избежание на копления «кабацких долгов». Цена на водку указом повышалась втрое против прежней. Водка отпускалась только по одной чарке на человека — 143,5 гр.
Сократить потребление водки и увеличить доходы казны от нее одновременно — задача неразрешимая, и, как всегда в таких случаях бывает, интерес казны был поставлен выше интересов трезвости. Введенные огра ничения привели к значительному падению алкоголь ных сборов в казну. Их строгое соблюдение продержа лось не более семи лет. Число кабаков не сократилось.
В допетровскую эпоху пьянство было свойственно некоторой части простолюдинов изза силой навязан ного им кабацкого стиля потребления алкоголя. Арис тократия и зажиточный люд были гораздо менее под вержены этому пороку, поскольку им дозволялось са мим производить вино и потреблять в домашних условиях. Даже во время царских приемов и пиров не укоснительно соблюдался ритуал умеренного угощения медами и иноземными винами, после чего все чинно расходились. До царствования Петра Первого о пьян стве в стенах Кремля не известно ровным счетом ничего.