Алкоголизм — хроническая болезнь

Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивает ся на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекра тить пить. Алкоголик направляет всю энергию, сред ства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необхо димость выхода на работу и т.п.). Раз выпив, он стре мится напиться до полного опьянения, до беспамят ства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое коли чество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда орга низм утратил способность борьбы с алкогольной ин токсикацией путем рвоты и других механизмов защиты.

На поздних этапах алкоголизма переносимость спирта внезапно понижается, и у заядлого алкоголика даже малые дозы вина вызывают тот же эффект, как и большие порции водки в прошлом. Для этой стадии ал коголизма характерно тяжелое похмелье после приема алкоголя: плохое самочувствие, раздражительность, злобность. Во время так называемого запоя, когда че ловек пьет ежедневно, на протяжении многих дней, а то и недель, патологические явления настолько вы ражены, что для их ликвидации требуется медицинская помощь. Одним из характерных осложнений во время запоя является так называемая белая горячка.

Таким образом, независимо от формы пьянства каждый прием алкоголя вызывает выраженные измене ния в организме, а последующие и все большие дозы спиртного ведут к психической деградации личности и общему заболеванию.

После употребления алкоголя происходят эмоцио нальные изменения, динамика которых иная, чем у трезвого человека. Эмоциональные реакции выпивше го не обусловливаются реальными внешними причина ми, а в большой степени определяются внутренними побуждениями, связанными с алкогольным состояни ем. В результате получается, что приподнятое или угне тенное настроение выпившего далеко не всегда согла суется с настроением окружающих. Особенно наглядно это видно на поминках. Когда близкие еще глубоко скорбят об усопшем, какойнибудь пьяница уже гром ко смеется или даже затягивает песню, отнюдь не соот ветствующую печальному событию. Пьяница не в со стоянии понастоящему разделить печаль и горе близких. И если он все же сочувствует, то это сочув ствие обычно притворное и зачастую выражается в утри рованных, высокопарных фразах.

Правда, после того как человек протрезвеет, он способен (если он не законченный алкоголик) оценить и даже осудить свое неуместное поведение. В дальней шем развитии пьянства чувство раскаяния пропадает вообще. Это связано с тем, что у пьяницы в мозгу об разуется своеобразная установка, когда его психика на целена на удовлетворение жгучего желания напиться. Его уже не могут интересовать серьезные проблемы и не затрагивают его чувств те события, которые трогают душу каждого нормального человека. Именно поэтому возникает отчуждение между супругами, один из кото рых злоупотребляет алкоголем. Правда, на первых порах их отношения нарушаются только в связи с оче редной бестактностью пьяного, но затем состояние «неустойчивого равновесия» переходит в полное взаи монепонимание. Формируется резко отрицательное от ношение к личности пьяницы. И если супруг не пере станет пить, в семье, как правило, возникает разлад, а нередко дело доходит и до развода. В период бытово го пьянства супруг сам может выйти из печального со стояния, но, если у него уже развилась психическая за висимость от алкоголя, для восстановления семейных отношений необходимо противоалкогольное лечение. Врачебная наркологическая помощь на первом этапе бывает вполне эффективна. И нужно помочь врачам убедить пьющего, что такая помощь ему совершенно необходима, если он не может самостоятельно бросить пить. Как правило, такая помощь производится в ам булаторном порядке, без отрыва от работы. И только на поздних стадиях болезни необходима госпитализа ция. И чем раньше будут приняты решительные меры, тем больше надежды на успех.

Симптомы и течение болезни

Возникает вследствие регулярного употребления спиртных напитков, однако, полностью сформировав шись, может продолжать развиваться и при воздержа нии от алкоголя. Характеризуется четырьмя синдрома ми, последовательное развитие которых определяет стадии болезни.

Синдром измененной реактивности: изменение переносимости спиртных напитков, исчезновение за щитных реакций при передозировке алкоголя, способ ность к систематическому употреблению спиртного и извращение его действия, амнезии на период опьянения.

Синдром психической зависимости: влечение к опь янению — так называемое психическое обсессивное (навязчивое), психический дискомфорт в трезвом со стоянии и улучшение психических функций в состоянии опьянения.

Синдром физической зависимости: физическая (неудержимая) потребность в опьянении, потеря кон троля за количеством выпитого спиртного, проявления абстиненции, улучшение физических функций в состо янии опьянения.

Синдром последствий хронической интоксикации в психической, неврологической, соматической сферах и в социальной деятельности.

Последствия

Психические последствия: астения, психопатизация, снижение личности (огрубение, утрата интересов, нравственных ценностей), аффективные расстройства (колебания настроения, депрессии, дисфории) с агрес сивностью и суицидальными тенденциями, в далеко за шедших случаях — деменция (слабоумие); характерное проявление — так называемый алкогольный юмор (плоский, грубый, бестактный); могут возникать пси хотические состояния — острые (делириозный, галлю цинаторнопараноидный синдромы) и хронические (галлюциноз, бред ревности, корсаковский психоз).

Неврологические последствия: острые мозговые (так называемые дисциркуляторнотоксические синдро мы) — эпилептиформный, Гайе — Вернике, мозжечко вый, стриопаллидарной недостаточности; перифериче ские невриты, атрофия зрительного, слухового нервов (особенно при употреблении суррогатов).

Соматические последствия: поражение сердеч нососудистой системы, органов дыхания, желудка, пе чени и поджелудочной железы, почек, полигландуляр ная недостаточность эндокринной системы, иммунное истощение.

Высока заболеваемость, смертность (укорочение жизни на 15–20 лет). Характерны травматизм (нередко с отставленным обращением за помощью с целью сок рытия опьянения), снижение трудоспособности (всле дствие беспечности, нарушения дисциплины, отсут ствия желания работать, потери навыков, бестолковости, суетливости).

Время появления синдрома последствий хроничес кой интоксикации зависит не только от стадии болез ни, давности и степени злоупотребления алкоголем, но и от конституциональной ранимости отдельных систем организма; социальные последствия — от условий труда и быта.

На фоне бытового пьянства уменьшаются токсичес кие признаки опьянения (в том числе и наутро — голов ная боль, разбитость, отсутствие аппетита, расслаб ленность); снижается седативное действие алкоголя; и в опьянении, и в трезвом состоянии поднимаются жиз ненный тонус, двигательная активность, настроение; не нарушаются аппетит, сон, половая сфера.

Прием алкогольных напитков в светлое время суток не вызывает дискомфорта; сохраняются чувство насы щения в опьянении, рвота при передозировке, но на утро после передозировки исчезает отвращение при воспоминании о спиртном. Подъем жизненного тону са может сменяться длительными периодами раздражи тельности, конфликтности (что снимается в состоянии опьянения).

Стадии

Первая стадия (длительность от 1 года до 4–5 лет). Синдром измененной реактивности: возрастание в 4–5 раз переносимости спиртного, способность еже дневного приема высоких доз, исчезновение рвоты при передозировке, выраженный активирующий эффект спиртного при сохраненном седативном, забывание от дельных эпизодов периода опьянения (палимпсесты).

Синдром психической зависимости: постоянные мысли о спиртном, подъем настроения в предвкушении выпивки, чувство неудовлетворенности в трезвом сос тоянии. Влечение еще поддается контролю. В умерен ной степени опьянения психические функции ускоря ются, но некоторые из них — с утратой качества (например, поверхностность, отвлекаемость при расши ренном объеме внимания).

Синдром физической зависимости отсутствует, синдром последствий интоксикации может ограничи ваться астеническими проявлениями, временными со матоневрологическими дисфункциями с неспецифиче ской симптоматикой.

Вторая стадия (длительность 5–15 лет). Синдром измененной реактивности: максимальная переноси мость спиртного; пьянство ежедневное, перерывы объ ясняются внешними обстоятельствами (отсутствие денег, конфликт) и создают впечатление периодично сти — так называемые псевдозапои.

Седативный эффект алкоголя исчезает, наблюдается только активирующий. Палимпсесты сменяются пол ной амнезией конца опьянения при внешней упоря доченности поведения в отличие от амнезии у неалко голика, возникающей при сопорозном опьянении с обездвиженностью; вначале амнезия возникает при при еме высоких доз.

Резкий обрыв пьянства вызывает абстинентный синдром в форме симпатикотонического перевозбуж дения в психической и соматоневрологической сферах: экзофтальм, мидриаз, гиперемия верхней части тулови ща, пастозность, крупный горячий пот, тремор паль цев, кистей рук, языка, век, серокоричневый, густой налет на языке, тошнота, рвота, послабление кишеч ника, задержка мочи, отсутствие аппетита, бессонница, головокружение и головная боль, боль в области серд ца, печени. Нарастание тревоги, ночное беспокойство, судорожный приступ могут быть предвестниками острого психоза.

Синдром последствий интоксикации в психической сфере представлен снижением уровня личности, поте рей творческих возможностей, ослаблением интеллек та, психопатизацией, аффективными расстройствами. Бредовые идеи ревности, высказываемые вначале толь ко в состоянии опьянения, в дальнейшем могут перей ти в стойкий бред, крайне опасный для больного и его близких.

При неврологическом исследовании отмечаются невриты, скотомы, сужение полей зрения, снижение слуха на определенные частоты, атактические расст ройства, нистагм, нарушение точности и координации движений, возможны мозговые острые синдромы. При соматическом исследовании — поражение сердеч нососудистой системы, печени и др. Любое интеркур рентное заболевание, травма, оперативное вмешатель ство могут осложниться острым алкогольным психозом (делириозный синдром). Высокая переносимость алко голя создает перекрестную толерантность к некоторым средствам для наркоза.

Третья стадия (длительность 5–10 лет). Синдром измененной реактивности: снижение переносимости спиртного. Многодневное пьянство заканчивается пси хофизическим истощением (истинные запои) с после дующим воздержанием от нескольких дней до несколь ких месяцев, возможно сохранение систематического (ежедневного) пьянства, глубокое опьянение достига ется малыми дозами.

Активирующее действие алкоголя снижается, он лишь умеренно выравнивает тонус, практически каж дое опьянение заканчивается амнезией. Синдром пси хической зависимости: выраженность симптоматики незначительна ввиду наступивших к этому времени грубых психических изменений. Синдром физической зависимости: неудержимое влечение определяет жизнь больного; отсутствие количественного контроля в со четании с упавшей переносимостью нередко приводит к смертельным передозировкам. Интенсивное влечение проявляется и утратой ситуационного контроля (нет критики по отношению к месту, обстоятельствам, ком пании собутыльников), чему способствует наступив шая утрата интеллектуальных возможностей.

Абстинентный синдром представлен в основном вегетативными расстройствами: вялость, обездвижен ность, падение сердечнососудистого тонуса, бледность, цианоз, холодный пот, запавшие глаза, заострившиеся черты лица, мышечная гипотония, атактические нару шения (вплоть до невозможности самостоятельно пере двигаться).

Синдром последствий интоксикации: не только функциональные, но и органические поражения жиз ненно важных систем, в генезе которых, помимо соб ственно токсического воздействия, играют роль обмен нотрофические расстройства, энзимопатии, нейроме диаторная дизрегуляция и пр. Наблюдаются опустоше ние психики, утрата эмоциональной гаммы, примитив ные аффекты (жестокость, злоба), проявление которых смягчается лишь падением возбудимости и волевым обеднением.

Колебания эмоционального фона чаще выглядят как дисфории, а не как депрессии. Деменция нередко представлена псевдопаралитическими проявлениями. Возможны хронический галлюциноз, алкогольная па рафрения и бред ревности. Больной не способен к ор ганизованной продуктивной деятельности, нуждается в понуждении и контроле. При неврологическом иссле довании — энцефалопатии и полиневриты; до 20% ста рых пьяниц страдают эпилептическим синдромом, иногда развивается острый синдром ГайеВернике, опасный для жизни. Соматическое обследование обна руживает патологию всех систем и органов; характерно сочетание кардиомиопатии и поражения печени.

Диагноз

Больные выглядят старше своих лет, волосы взлох маченные, тусклые. Лицо вначале равномерного розо ватого цвета (что в сочетании с пастозностью произво дит впечатление «распаренности»), с годами становится гиперемированным. При воздержании гиперемия пос тепенно исчезает, и на фоне бледности проступают телеангиэктазии на крыльях носа, щеках, шее, верхней части груди.

Тургор кожи утрачен. Тонус мышц восстанавлива ется при приеме спиртного. Расслабленность круговой мышцы рта придает особый облик мимической слабос ти, волевой распущенности. Часто отмечается небреж ность в одежде, нечистоплотность. Многосистемность поражений дает возможность врачам всех специальнос тей ставить диагноз алкоголизма. По данным евро пейских авторов, от 20 до 40% всего коечного фонда занято больными алкоголизмом и лицами, состояние которых утяжелилось вследствие злоупотребления спиртными напитками.

Для поведения алкоголика в стационаре характерно: беззаботность, легкомыслие, отсутствие адекватной ре акции на свое состояние и чувства дистанции в обще нии с персоналом, другими пациентами, нарушение ре жима, в том числе употребление спиртных напитков; визиты нетрезвых посетителей. Не только частые обра щения больного к врачу (при алкоголизме до 10–12 об ращений в год), но и особенности его поведения и лич ности должны помочь участковому врачу заподозрить алкоголизм и направить больного на консультацию к наркологу.

Наличие в семье психосоматических расстройств, невротизация и даже психопатизация непьющего су пруга с большой частотой встречаются в семьях алко голиков. Показательна патология детей, что замечают внимательные педиатры.

Женщиныалкоголички, продолжающие употребле ние спиртных напитков во время беременности, рожа ют так называемый алкогольный плод (алкогольный синдром плода) с грубыми морфологическими наруше ниями: неправильные размеры головы и соотношения головы, тела, конечностей, лицевой и мозговой частей черепа; шарообразные или глубоко посаженные глаза, широкая переносица, утопленное основание носа, недоразвитие челюстных костей, укорочение трубчатых костей и т.д.

Дети злоупотребляющих алкоголем родителей часто страдают врожденной малой мозговой недостаточно стью (избыточная подвижность, отсутствие сосредото ченности, стремление к разрушению, агрессивность), у них замедляется или оказывается неудовлетворитель ным моторное, психическое развитие, овладение прак тическими навыками. Во всех случаях при пьянстве ро дителей дети растут в психотравмирующей ситуации, обнаруживают признаки невротизации (логоневроз, энурез, ночные страхи), расстройства поведения (уп рямство, агрессивность, побеги из дома) и эмоций (тревога, депрессия, суицидальные попытки); психиче ское развитие их нарушено, обязательны трудности обучения и контактов со сверстниками.

Лабораторный анализ подтверждает факт хрониче ской алкогольной интоксикации: высокая и колеблю щаяся при 2–3кратном в течение 1 недели — 10 дней активность комплекса ферментов ГГТ, ACT, АЛТ (наи более часто и значительно повышается активность ГГТ в сочетании с ACT); колебания активности свидетель ствуют в пользу интоксикационной природы отклоне ний и позволяют отличить их от ферментопатий как соматической патологии.

При воздержании в периоде бытового пьянства или продрома активность ферментов возвращается к норме; сформированное заболевание удерживает высокую ак тивность ГГТ, АЛТ и ACT до полугода. В далеко зашед ших случаях алкоголизма ферментные показатели нередко остаются в пределах нормы (истощение функ циональных ответов), но на этом этапе болезни диагноз затруднений не вызывает. Показателем хронической алкогольной интоксикации служит и увеличение корпу скулярного объема эритроцитов.