Причины подросткового пьянства
Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные из менения в зависимости от возраста. До 10 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, ли бо его дают «для аппетита», «лечат вином», или же ре бенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более стар шем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семей ное торжество», «гости» и т. д. С 14–15 лет появляют ся такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем, для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов.
Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмоч ка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь сто ит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если по является такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
В целом, мотивы употребления спиртного подрост ками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство и т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства пси хики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чув ство взрослости, желание быть как все, стремление под ражать старшим и т.п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, лицами более старшего возраста, девушками). Кроме того, оп ределенной части несовершеннолетних свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда пе реоценка таких качеств личности, как смелость, физи ческая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязность.
Итак, еще до первого знакомства со вкусом алко голя у подростка образуется определенное представле ние об этом продукте, о его особом, как неправильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказы вается совершенно не таким, каким оно вам пред ставлялось: «горький вкус» водки, жжение во рту, голо вокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз.
После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако в возрасте 13–16 лет в связи с какимилибо событиями (окончание восьмилетней школы, поступление в учеб ное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое психологи ческое содержание.
В связи с этим особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонаруши телей. В число этих мотивов входит стремление изба виться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоцио нальным голодом. У подростков этой категории утра чен или существенно ослаблен интерес к познаватель ной деятельности. Подростки, потребляющие спирт ное, почти не занимаются общественной работой. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере до суга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, поч ти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Правда, они любят кино, но зачастую только за его развлекательную сторону.
Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обус ловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в под ростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в сред ствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего под ростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит его к потребле нию спиртного как к форме самоутверждения, влеку щей, однако, за собой очень пагубные последствия.
Наконец, некоторые подростки потребляют спирт ное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчуж денным положением их в семье, школьном коллективе.
Анализ проведения свободного времени подрост ками, склонными к употреблению алкоголя, показыва ет, что в целом для них характерно примитивное, бес цельное времяпрепровождение: игра в карты и домино, в том числе на деньги, многочасовое прокручивание пластинок, магнитофонных записей, «бренчание» на гитарах, праздное гуляние по улицам, посещение баров, кино.
Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. И хотя подростко вые группы складываются стихийно, их составляют ре бята, близкие по уровню развития, запросам и интере сам. Но если подростковая группа не объединена какойлибо полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпрепровождение скучающих несовер шеннолетних, и такая группа становится благодатной почвой для распития спиртных напитков.
Большинство подростков знает о вредном влиянии алкоголя, но среди них также распространено мнение о «пользе» алкогольных напитков, которые расценива ются как показатель взрослости, что косвенно поддер живается некоторыми зарубежными произведениями литературы и киноискусства, где смакуется и даже по этизируется состояние опьянения. В них молодежи на вязывается ложная мысль, что в жизни взрослого чело века пьяные застолья — дело обыденное и поэтому непредосудительное.