Несовместимость труда и алкоголя
Установлено, что каждое третье дорожнотранс портное происшествие совершается людьми, находя щимися в состоянии опьянения. Авария, совершенная пьяным шофером, не может не считаться преступлени ем. Законодательством предусмотрена за это уголовная ответственность. В статье 39 говорится, что совершение преступления в состоянии опьянения является отягча ющим обстоятельством.
По данным Всесоюзного научноисследовательского института безопасности дорожного движения, 75,2% всех дорожнотранспортных происшествий (ДТП) по стране в 2003 году произошло по вине водителей, из ко торых почти 1/3 находились за рулем в нетрезвом состо янии. В результате ДТП по этой причине погибли 37,7% от общего числа пострадавших. Характерно, что наиболее тяжелые ДТП совершают водители с остаточ ными явлениями острой алкогольной интоксикации.
Показательным является рост автомобильных ката строф и дорожнотранспортных происшествий. В стра нах Западной Европы и США автомобильные аварии стали настоящим бедствием. Американцы горько шу тят, что их участие во второй мировой войне стоило им меньше человеческих жертв, чем автомобильные ка тастрофы. А почему? Потому что в четырех катастро фах из пяти, совершаемых в США, водитель или пеше ход, послуживший причиной катастрофы, находились в состоянии выраженного алкогольного опьянения.
Ведь даже малые дозы алкоголя (25–30 г) ослабляют восприятие, снижают внимание, сосредоточенность, замедляют скорость реакций на внешние воздействия во дителей транспортных средств (шоферов, машинистов, летчиков). Человек, севший за руль автомашины после принятия 100 г водки, подвергает себя и пассажиров (пешеходов) опасности в 2 раза большей, чем трезвый.
Подсчитано, что средняя скорость реакции на внеш нее раздражение у слегка выпившего водителя может замедляться на 0,5 с. Но угроза катастрофы при этом возрастает значительно. Так, если машина будет дви гаться со скоростью 60 км/ч, то водитель успеет среаги ровать и объехать лишь те внезапно возникшие перед ним препятствия, которые он увидит на расстоянии не ближе 10 м (так как машина за 0,5 с успеет продви нуться вперед на 8,3 м). Комментарии, как говорится, излишни.
Проводились также исследования вызываемых алко голем нарушений двигательной координации. Испы туемым давали выпить всего лишь 5 г алкоголя и пред лагали, закрыв глаза, коснуться пальцами заранее намеченного предмета. Оказалось, что даже такая не большая доза понижает способность к ориентации в пространстве на 23–25%. Это в особенности отражается на трудовых процессах, требующих точности, глазомера.
Доказано, что алкоголь снижает остроту зрения и слуха. Целым рядом исследований установлено на ступающее после приема совсем незначительных доз алкоголя нарушение цветоощущения. У многих испы туемых было отмечено изменение глубинного зрения (способность определять, на каком примерно расстоя нии находится тот или иной предмет), что особенно важно для летчиков и водителей автотранспорта.