Процедура кодирования

«Кодирование» — это, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день методика лечения зависимостей. В ряде случаев она оказывается достаточно эффектив ной. Интеллект у большинства больных, обращающих ся к этому методу, невысок, и длительное зависимое поведение делает их достаточно внушаемыми. Слово «кодирование» известно на сегодняшний день, пожа луй, всем, оно несет в себе некоторую таинственность и в то же время «научность». Немалое содействие попу ляризации этого метода оказывают средства массовой информации и реклама.

«Кодирование» — это своего рода ритуализированное действо. Оно задействует страх, связанный с инстинк том самосохранения. Воздействие направлено на то, чтобы вызвать у клиента фобию перед последствиями злоупотребления алкоголем и наркотиками вследствие нарушения «кода». Семантическое ядро кодиро вания — внушение того, что «не твоя, больного, воля, а моя, психотерапевта, избавит тебя от зависимости». Тем самым нарушается фундаментальный принцип христианского душепопечения: уважение свободы воли и свободы выбора человека.

Как практически выглядит этот процесс? К «коди ровщику» приходит клиент и просит «закодировать» его. Он предполагает, что с ним произведут какието мани пуляции и внесут в его психику «код», который будет регулировать его влечения, эмоции, мышление и пове дение. Конечно же, это ожидания нереалистичные.

Существуют различные варианты кодирования, некоторые из них мы сейчас рассмотрим. Все они име ют некоторые общие черты и проводятся по одинако вым принципам.

Обязательными условиями проведения кодирова ния являются: добровольность, воздержание от упо требления алкоголя и наркотиков в течение не менее 14 дней, что активизирует волевые механизмы и созда ет «стресс ожидания». Предварительно с больными проводится беседа, в которой особо подчеркивается вред, наносимый злоупотреблением алкоголем и нар котиками, заостряется внимание на имеющейся сома тической патологии, яркими красками рисуется кар тина мрачного будущего больного, если он не изменит пагубное поведение, приводятся многочисленные примеры из жизни.

В процессе беседы врач пробивается через алкоголь ную анозогнозию, которая подавляет страх перед по следствиями. Вместе с тем говорится о неограниченных резервных возможностях человеческого организма, приводятся примеры излечения больных данным мето дом, объясняется его сущность. Далее сообщается о смертельных исходах при употреблении спиртного в период действия «кода». Если больным известны случаи нарушения «кода» без последствий, подчерки вается неотвратимость срабатывания его в более позд нем периоде. Затем больному дается иллюзия выбора: «Вы хотите закодироваться на год, на два или больше?»

Иногда больному сообщается, что он может в лю бой момент обратиться к доктору и «раскодироваться», а через 10 лет снова сможет умеренно выпивать, как все нормальные люди («иллюзия свободы»).

Следующий этап — собственно «кодирование». На этом этапе возможны различные варианты. Врач может потребовать с больного расписку следующего содержания: «Я, , предупрежден психотера певтом о тех опасных для жизни последствиях, которые могут возникнуть в результате употребления мною алкоголя (наркотиков) раньше, чем закончится срок кодирования. Я обязуюсь не принимать никаких ал когольных напитков, даже в минимальных дозах, до окончания срока кодирования или момента раско дирования по моей просьбе. В случае нарушения мной указанных обязательств никаких претензий к психоте рапевту (Ф.И.О.) я не имею. Дата. Подпись».

Дача больным расписки усиливает механизм кос венного внушения процедуры и подчеркивает ее серь езность. Этот документ имеет не столько юридическое, сколько психотерапевтическое значение.

Классическая методика А. Р. Довженко выглядит следующим образом. Внушение производится на фоне зрительной депривации: врач закрывает глаза больного своей ладонью и воздействует на вестибулярный аппа рат путем резкого забрасывания головы больного назад. В этот момент человек дезориентируется, испытывает замешательство, тревогу и возможно любопытство («а что же будет дальше?»). Затем проводится кратко временное и энергичное надавливание пальцами на точки выхода тройничного нерва (на середине надбров ных дуг) до ощущения боли. Через несколько секунд больному предлагают широко открыть рот и произво дят орошение зева препаратом (чаще всего это хлор этил) в течение 1–2 секунд. Это сопровождается раз личными вегетативными нарушениями (поперхивание, кашель, слюнотечение, тахикардия и т.д.) Больному предлагают сразу же прополоскать рот водой. Проце дура «кодирования» длится 2–4 минуты.

По ходу проведения физических манипуляций в императивной, предельно директивной манере, про износится суггестивный текст примерно следующего содержания: «Сейчас я закладываю в ваш мозг специ альный противоалкогольный код. Отныне он будет контролировать ваше поведение, ни на одну секунду не исчезая из вашего мозга даже во сне. Код будет хра ниться глубоко в вашем подсознании. С этого момен та вы не сможете употреблять алкогольные напитки. Любые дозы спиртного в период действия кода опасны для вашего здоровья и могут привести к смерти».

Больному и его родственникам выдается специаль ная памятка с рекомендациями на период действия «кода» и справка о том, что больной подвергался процедуре «кодирования». Это также имеет определен ный психотерапевтический эффект. Через год больно го приглашают для повторного кодирования на более длительный срок. «Кодирование» проводится на мини мальный срок не менее года. Если больной в течение года удержится от употребления спиртного или нарко тиков, он имеет возможность выработать способы пси хологической защиты, нормализовать семейную обста новку и поменять микросоциальное окружение на более трезвое.

Еще один нюанс. Лечение должно быть достаточно дорогим, это повышает ответственность клиента.

На принципе устрашения основаны также и неко торые другие методы лечения алкоголизма и наркома ний: подшивка препарата «эспераль», внутривенное введение так называемого «торпедо» и других.

Протоиерей Алексей Бабурин, имеющий многолет ний опыт окормления алко и наркозависимых моло дых людей, считает, что в процессе реабилитации и исцеления от зависимости необходимо подключение нравственных сил души самого наркомана:

«Почему с нашей точки зрения неприемлемо коди рование? Закодировать наркомана нетрудно. Но где же личность? Где ее активность? Что человек конкретно сделал, чтобы стать другим? Разве нам важно добиться того, чтобы человек перестал пить, если он вместо этого затем начнет блудить или проигрывать состояние в игорных домах?

Важно, прежде всего, изменить отношение к греху, сформировать желание жизни с Богом.

У любого человека, если, конечно, процесс не стал необратимым, существует резерв личностных сил, здо ровое начало, образ истины, на который можно опе реться. Задача человека, работающего с больным, со стоит в том, чтобы создать условия, в которых наркоман может обратиться к этому образу истины, к этому резерву и принять или, вернее, начать принимать ответственность за себя, за свою жизнь. Проживание без наркотика не является показателем того, что чело век освободился от власти зависимости. Полное осво бождение дает Господь при искреннем обращении к Нему».

Кроме того, кодирование порождает множество побочных нарушений психики, работая на эффекте страха. Полноценное же исцеление невозможно без глубокого личного и свободного переосмысления своей жизни, обретения и осознания ответственности за соб ственную жизнь.