Молитва об умиротворении

На стенах тысяч помещений для собраний АА на всевозможных языках можно прочитать следующее духовное обращение:

Боже, дай мне Разум и Душевный Покой

принять то, что я не в силах изменить,

Мужество изменить то, что могу,

и Мудрость отличить одно от другого.

Да исполнится Воля Твоя, а не моя. Аминь.

Эти строки родились не в АА. Варианты этого обра щения веками использовались приверженцами самых различных вероисповеданий, и в настоящее время ши роко распространены как вне АА, так и внутри Това рищества.

Независимо от того, принадлежат ли члены общества к какойнибудь церкви или являются гумани стами, агностиками или атеистами, большинство из них убедилось в том, что эти слова служат прекрасным ориентиром для того, чтобы обрести трезвость, оста ваться трезвыми и наслаждаться своей трезвостью. Не зависимо от того, воспринимают ли они «Молитву об умиротворении» именно как молитву или как горячее пожелание, она предлагает простой рецепт здоровой эмоциональной жизни.

В самое начало списка «того, что мы не можем изменить» по праву следует поставить алкоголизм. Мы знаем, что независимо от того, что мы делаем, мы не сможем завтра ни с того ни с сего стать неалкоголика ми. С такой же вероятностью мы можем ожидать, что наутро мы станем на десять лет моложе или подрастем на 15 сантиметров.

Мы не можем изменить тот факт, что мы страдаем алкоголизмом. Но мы и не говорим покорно: «Ладно, я — алкоголик. Похоже, мне только и остается пить, пока не умру от пьянства». Всетаки коечто мы мо жем изменить. Нам не следует быть пьяными алкого ликами. Мы можем стать трезвыми алкоголиками. Да, это потребует от нас мужества. И нам необходим про блеск мудрости, чтобы осознать, что есть возможность изменить себя.

Для участников программы АА это было только первым, самым очевидным применением Молитвы об умиротворении. Чем дальше они отдалялись от своей последней выпивки, тем прекраснее и значительнее становились для них эти несколько строчек. Они мог ли применять их в каждодневных ситуациях, в тех самых, от которых ранее искали спасение в бутылке.

Например: «Ненавижу эту работу. Стоит ли мне за нее держаться или лучше бросить?» Благоразумие заяв ляет о себе: «Конечно, если я всетаки уволюсь, может быть, в следующие несколько недель или месяцев мне придется туго, но если я проявлю характер и не сдам ся — проявлю то самое мужество, необходимое для пе ремен — то я думаю, что я смогу подыскать работу получше».

Ответ может быть и таким: «Посмотрим на вещи трезво — у меня нет времени на поиски работы, пото му что я должен содержать семью. Кроме того, я уже шесть недель не пью, и мои друзья из АА говорят, что для меня было бы лучше именно сейчас не совершать какиелибо коренные перемены в своей жизни, а со средоточиться на воздержании от той, самой первой, рюмки и подождать, пока моя голова придет в порядок. Ну, хорошо, я не могу сейчас переменить место рабо ты, но, может быть, я могу изменить свое отношение к ней? Посмотрим, могу ли я научиться невозмутимо относиться к своей работе?»

Слово «умиротворение» кажется недостижимой целью, когда участники программы впервые видят эту молитву. Действительно, если умиротворение означа ет апатию, горькую безропотность или бесстрастную покорность, то, конечно, это не то, что они намерева лись достичь. Но позже они поняли, что умиротворе ние означает нечто другое. Теперь для них это в боль шей степени просто признание истины, ясный, реалистичный способ видения мира, подкрепляемый внутренним спокойствием и силой духа. Умиротворе ние, подобно гироскопу, позволяет сохранять равнове сие независимо от бурных водоворотов окружающей действительности.

И это как раз то состояние, к которому следует стре миться.

Рекомендации по проведению

собраний АА

Рекомендуется следующая система для проведения собраний. Важно подчеркнуть, что система основана на многолетнем опыте Анонимных Алкоголиков (АА), что ее эффективность доказана практикой. Первичная группа может вносить изменения в систему с согласия всех ее членов.

Общие указания

  1. Анонимные Алкоголики не имеют постоянных руководителей. Собранием первичной группы руково дит секретарь, а им может стать любой участник собра ния. Предложив свои услуги и получив одобрение остальных участников, человек может служить секрета рем в течение срока не более чем в несколько месяцев.
    1. Первичная группа должна найти удобное поме щение для проведения собраний.
      1. Первичная группа должна выбрать себе название.
      2. Каждое собрание продолжается часполтора.
  2. Каждое собрание делится на три части. Вторая часть занимает больше времени, чем первая и третья, вместе взятые, но все три части одинаково важны.

Указания для проведения 1й части собрания

Первой части отводится 5–10 минут. Секретарь открывает собрание следующими словами: «Меня зо вут... Я алкоголик и я служу сегодня секретарем. Доб ро пожаловать на очередное собрание... (следует назва ние первичной группы). После минуты молчания мы вместе прочтем молитву за Душевный Покой».

После молитвы секретарь читает преамбулу АА, а затем другой участник собрания читает вслух либо «Двенадцать Шагов», либо «Наш путь» (отрывок из пятой главы «Большой Книги»).

Затем другой участник собрания читает вслух «Двенадцать Традиций». (Это не обязательно).

Потом все новые члены АА, а также люди, присут ствующие в первый раз на собрании данной первичной группы, представляются собранию, называя только имя.

Затем слово предоставляется всем участникам, желающим сделать объявления, связанные с деятельно стью АА. На этом и кончается первая часть собрания.

Указания для проведения 2й части собрания

Второй части отводится 40–75 минут. Существуют различные системы, по которым можно ее проводить. Первичная группа, еженедельно проводящая собрания, обычно выбирает одну из трех описанных ниже систем и придерживается ее в дальнейшем.

Начинается выступлением одного из участников. Выступление продолжается 15–20 минут. Выступа ющий рассказывает о своей жизни, делится своим опы том, а потом предлагает тему для обсуждения. Все мо гут участвовать в обсуждении, причем люди не обязаны ограничиваться предложенной темой.

Обсуждение

Вторая часть целиком посвящена обсуждению, в котором участвуют все желающие. Тему может пред ложить секретарь или какойнибудь другой участник собрания. Как и при предыдущей системе, в ходе об суждения участники могут касаться любого другого во проса, в том числе и вопросов, не связанных с предло женной темой.

Дальше группа изучает и обсуждает все «Двенадцать Шагов» поочередно: каждое собрание посвящается одному шагу. Цикл повторяется каждые 12 недель.

Вторая часть

Вторая часть начинается чтением вслух материалов, касающихся очередного шага. Читаемые материалы могут включать как сами «Двенадцать Шагов», так и от рывки из «Большой книги» или «Двенадцати Шагов» и «Двенадцати Традиций». Все принимают участие в чтении, чередуясь.

Потом люди поочередно рассказывают о трудно стях, с какими они сталкивались, стараясь следовать указаниям научаемого шага, в своей личной жизни.

Указания для проведения 3й части собрания

Третьей части отводится примерно 5 минут. Сначала секретарь пускает по кругу корзину для денежных взно сов и говорит: «Организация АА не взыскивает член ских взносов или платы за участие в собраниях, но это наша организация, и она финансируется за счет наших же добровольных пожертвовании». Собранные деньги идут на покупку угощений и на наем помещения.

Теперь собрание закрывается. Все встают, берутся за руки и опять, как в начале собрания, произносят Молитву за Душевный Покой. Вместо того, чтобы мо литься, участники могут просто постоять минуту молча, вспоминая о целях АА.

Анонимные Алкоголики — это товарищество, объединяющее людей, которые делятся друг с другом опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма.

Единственным условием для членства является желание бросить пить. Нет вступительных и членских взносов: товарищество финансируется на доброволь ные пожертвования членов. Товарищество АА не свя зано с какимилибо сектами, религиями, учреждения ми или организациями, политикой не занимается. Оно не вступает в какиелибо конфликты, не осуждает или одобряет какихлибо политических дел. Основные за дачи — держаться трезвого образа жизни и помогать другим алкоголикам избавиться от алкоголизма.

Многие восклицали: «Что за режим! Я не смогу сле довать ему до конца». Не отчаивайтесь. Никто не смог совершенно безупречно придерживаться этих принци пов. Мы не святые. Главное в том, что мы хотим ду

ховно развиваться. Изложенные принципы являются руководством на пути прогресса. Мы притязаем лишь на духовный прогресс, а не на духовное совершенство. Программа выявила три существенных момента:

(а) Мы были алкоголиками и не могли управлять своей жизнью.

(б) Возможно, никакая человеческая сила не смогла бы избавить нас от алкоголизма.

(в) Бог мог избавить и избавит, если обратиться к Нему.