Антибиотики

Антибиотики пришли в нашу жизнь как избавление от инфекций, мучивших человечество тысячи лет. Однако после появления новых мощных препаратов о них заговорили как об «оружии массового поражения, убивающем все живое». Научная дискуссия об антибиотиках в самом разгаре, а нам уже сегодня важно знать, какая антимокробная терапия поможет организму справится с недугом, причинив минимум вреда.

Давнее знакомство с этой группой препаратов не мешает применять их неразумно и бессистемно. Злую шутку сыграла с нами привычка некоторых врачей назначать антибиотики по любому поводу, при малейшем намеке на инфекцию. (Конечно, это делается из лучших побуждений, чтобы вылечить быстрее и эффективнее). По оценкам американских ученых, в каждом втором (!) случае антибиотики принимаются неоправданно или без рекомендации врача.

Результаты такого «перебора» известны. Антибиотики, подавляющие не только патогенную, но и полезную микрофлору пищеварительного тракта, способствуют появлению дисбактериоза кишечника и аллергии. Ведь нарушенное равновесие в среде микроорганизмов приводит к ослаблению иммунитета и чрезмерному размножению не совсем безобидных одноклеточных грибов. Особенно это характерно для антибиотиков широкого спектра действия.

К тому же, болезнетворные микробы оказались на редкость живучими. В процессе совершенствования препаратов выяснилось, что лекарство убивает лишь чувствительных к нему бактерий. Самые сильные из них выживают, причем в их клетках происходит мутация. Получается, что каждый день пополняется армия супермикробов, устойчивых к антибиотикам. Это заставляет ученых создавать все новые препараты, рассчитанные на новые штаммы.

Кстати, английские медики решили жестко ограничить массовое увлечение антибиотиками. С недавних пор врачам запрещено выписывать эти лекарства при насморке, кашле, ОРЗ, легких желудочно-кишечных расстройствах и других несерьезных недугах. Если же без антимикробной терапии не обойтись, назначаются минимальные дозы препаратов. Причем, курс лечения подобных инфекций стараются ограничить 3-4 днями (тогда как раньше приходилось «сидеть на антибиотиках» неделю и дольше).

Сейчас существуют сотни лекарственных средств, избирательно действующих на возбудителей различных заболеваний. Все ли антибактериальные препараты можно считать антибиотиками?

В медицинской литературе термин «антибиотик» нередко используется по отношению ко всем антимикробным средствам. Однако истинными антибиотиками считаются препараты на основе веществ, производимых микроорганизмами или получаемых полусинтетическими способами. Активные компоненты этих лекарств вызывают гибель или останавливают рост болезнетворных микробов, бактерий и некоторых простейших.

Не стоит путать антибиотики с синтетическими антибактериальными средствами, которые отличаются от них механизмом воздействия на инфекцию и организм в целом. Известные многим препараты бисептол, фурацилин, фуразолидон, метронидазол, палин, нитроксолин — вовсе не антибиотики.

Правда ли, что от любой инфекции можно избавиться с помощью сильнодействующих антибиотиков? Ведь их эффективность доказана и в лечении серьезных заболеваний, и в борьбе с банальным насморком или угрями.

Антибиотики бессильны против вирусных и некоторых других инфекционных недугов. Так как большинство простуд и ОРЗ имеют вирусную природу, совершенно бессмысленно пытаться бороться с ними с помощью антибиотиков (например, ампициллина, эритромицина) или других антибактериальных препаратов (бисептола, септрина, сульфаниламидов). То же самое можно сказать о гриппе, кори, краснухе, ветряной оспе, свинке, гепатитах А, В, С и проч. При этих заболеваниях, так же как и при ОРЗ, антибиотики могут назначаться лишь после появления бактериальных осложнений, то есть вторичной инфекции. Основное же лечение должно проводится препаратами других групп.

Антибиотики не способны справиться с грибами, простейшими и глистами, вызывающими инфекционные заболевания. К ним относятся грибы рода кандида, вызывающие молочницу, простейшие микроорганизмы —амебы, лямблии.

Также известно, что дифтерия, ботулизм, столбняк развиваются после проникновения в организм бактериальных токсинов. Поэтому основное лечение проводится особыми антитоксическими сыворотками: без их использования болезнь может закончиться трагически даже на фоне антибактериальной терапии.

При некоторых хронических инфекциях, например, при пиелонефрите, антибиотики назначаются только в период обострения. В дальнейшем используются синтетические антибактериальные средства и фитотерапия.

Необоснованным считается лечение антибиотиками угревой сыпи. Антимикробная химиотерапия в дерматологии должна быть применяться в крайних случаях. У вас всегда есть альтернатива этому лечению — натуральные противовоспалительные средства.

И уж совсем нежелательно назначение антибиотиков для лечения дисбактериоза кишечника из-за их пагубного воздействия на нормальную микрофлору и подавления функций иммунитета кишечника.

Все-таки сфера антибиотиков — это быстро прогрессирующие инфекции или бактериальное заражение жизненно важных органов, с которыми иммунная система не может справиться сама.

Сейчас науке становятся известны все новые разрушительные способности антибиотиков. Так может быть отказаться от них вовсе и заменить их другими препаратами?

Без антибиотиков не обойтись, если речь идет о жизни и смерти человека. По-прежнему они являются «центровыми» в преодолении сепсиса, интоксикации, туберкулеза. Пока не существует других препаратов, способных так мощно и быстро справиться с инфекцией, угрожающей жизни.

Опасаясь возможного вреда от антибиотиков, некоторые игнорируют назначенные врачом препараты даже в тяжелом состоянии. Действительно, отдельные из них могут вызвать побочные эффекты. Однако существуют препараты, которые принимаются параллельно с антибиотиками в качестве прикрытия. Например, супрастин, тавегил и другие противогистаминные средства позволяют заметно снизить риск развития аллергии. Бификол или ацилакт почти на нет сводят вероятность появления дисбактериоза кишечника. К тому же, зависимость от антибиотиков никогда не формируется.

Антибиотики незаменимы при остром развитии болезни — ангины и пневмонии, а также при инфекционном воспалении, которое локализуется в закрытых полостях (отит, гайморит, остеомиелит, абсцесс, флегмона). Часто приходится назначать антибиотики людям после хирургических операций.

Без применения антибиотиков нередко развиваются серьезные осложнения. Например, если лечение пневмонии или гайморита прошло без участия этих препаратов, могут возникнуть хронические вялотекущие заболевания

Существует множество хронических недугов, которые снижают качество жизни человека, но при этом лечатся только с помощью антибиотиков. Это микоплазменная инфекция легких, йерсиниоз, хламидиоз и некоторые другие урогенитальные инфекции.

Разумеется, назначая антибиотик, врач должен оценивать показания и противопоказания. Как при назначении гормональных средств и других потенциально опасных препаратов, необходимо хорошо просчитать предполагаемую пользу и риск развития побочных эффектов.

Если какой-то антибиотик помог однажды, значит, его можно успешно использовать и при других заболеваниях?

Как ни странно, но возбудители заболеваний со схожими симптомами могут быть очень не похожи друг на друга. К тому же, все бактерии имеют разную чувствительность к разным антибиотикам.

Допустим, если человек выздоровел после стафилококковой пневмонии с помощью пенициллина, это не значит, что им же нужно лечить появившийся позже кашель. Ведь его причиной может быть не стафилококк, а микоплазма, нечувствительная к пенициллиновым препаратам.

Более того, антибиотик, «сработавший» однажды, может не подействовать на того же человека с той же болезнью. Ведь бактерии быстро приспосабливаются к препаратам и при повторном использовании они знают, как выжить при встрече с ними.

Антибиотики — препараты, проверенные временем. Неужели, чтобы выбрать подходящий участие врача так необходимо?

Надо относиться к назначению антибиотика как к довольно серьезному шагу. Любая самодеятельность здесь неуместна. Чтобы лечение прошло успешно надо выбрать один-единственный препарат, который сработает именно в вашем случае.

Дилетантам в фармацевтике, каковыми мы все являемся, очень сложно предусмотреть развитие побочных и токсических эффектов. А они почти всегда появляются при неправильной дозировке и отсутствии «прикрытия», предупреждающего осложнения. Кроме того, своими неграмотными действиями мы пополняем ряды микроорганизмов, устойчивых к конкретному антибиотику. И, наконец, самостоятельно мы вряд ли сможем рассчитать, сколько дней должна длится антимикробная терапия.

Правильно выбрать препарат можно после выявления возбудителя и определения его чувствительности к антибиотикам. Однако получить полную информацию из такого анализа невозможно. Ведь даже если известен возбудитель и его чувствительность, нужно подобрать такой препарат, который дойдет до «стойбища» микроба в организме. Доза препарата зависит от возраста и сопутствующих заболеваний и не всегда соответствует рекомендуемой в аннотации, где учитываются средние, а не индивидуальные параметры. Разумеется, сопоставить всю эту информацию способен только опытный специалист.

Наверное, если принимаешь сильнодействующий антибиотик, через пару дней от возбудителя болезни не остается и следа. Так зачем же загружать организм долгим лечением, ведь дальше он может справиться с инфекцией сам?

Правильно выбранная продолжительность лечения — это уже половина успеха. Очень часто препарат самостоятельно отменяется после одного-двух дней приема, как только станет легче. Но ослабленный организм не всегда способен бороться с болезнью сам. И в этом случае инфекция может прейти в разряд вялотекущей, осложнится поражениями сердца, почек и проч.

Именно из-за преждевременной отмены антибиотика появляются устойчивые к нему штаммы «недобитых» бактерий. С другой стороны, если антибиотик принимается неоправданно долго, увеличивается риск развития дисбактериоза кишечника или аллергии.

Считается, что женщина, принимающая антибиотики во время беременности или кормления, наносит непоправимый вред своему ребенку. А как быть, если в этот период необходима антибактериальная терапия?

Некоторые антибиотики не оказывают никакого влияния на внутриутробное и дальнейшее развитие ребенка. Это в основном самые «древние» препараты — пенициллины, эритромицин и некоторые другие.

И все-таки в первую половину беременности лучше отказаться и от них, не говоря уже о сильнодействующих средствах. Особенно нежелательно принимать антибиотики с 12 по 17 неделю беременности. В это время плацента только формируется и ребенок не защищен от негативного влияния лекарств, которых принимает будущая мама. Если это возможно, надо перенести антибактериальную терапию на более поздние сроки и провести ее начиная с 20 недели. Когда защитная оболочка окончательно сформируется, врачи начинают выписывать антибиотики в более «вольном» режиме.

Существует реестр препаратов, которые могут быть прописаны во время беременности, но есть и такие, которые нельзя принимать в этот период ни в коем случае. Например, фторхиналоны влияют на рост костной системы ребенка и в дальнейшем становятся причиной всевозможных патологий. А препараты тетрациклиновой группы окрашивают зубы ребенка в черный цвет.

Конечно, если у беременной женщины случится обострение аппендицита, воспаление почек или пневмония, антибиотики — единственный способ облегчить ситуацию.

Правда ли, что антибактериальные препараты, которые не являются к антибиотикам, обладают меньшей «поражающей силой» и воздействуют на организма более мягко?

Замечено, что самолечение антибактериальными препаратами — бисептолом, сульфадимезином — гораздо чаще приводит к аллергическим реакциям или дисбактериозу, чем прием антибиотиков. Кроме того, многие синтетические препараты обладают токсическим воздействием на печень и почки. А к сульфаниламидам, например, у микроорганизмов быстро развивается устойчивость. Поэтому их воздействие намного слабее современных антибиотиков.

«Плохих» препаратов не существует. Случается, что их назначают не к месту некомпетентные врачи. Да и мы слишком часто берем на себя смелость решать столь непростые вопросы. Может быть, стоит изменить отношение к антибиотикам, которые мы привыкли глотать после каждого чиха и малейшего повышения температуры?